Большие трудности возникают в 8-ом и 10-ом классах при решении задач на определение количества информации в сообщении. Предлагаю посмотреть, как решаются подобные задачи.
где N - количество возможных информационных
сообщений,
I - количество информации,
которое несет одно полученное сообщение.
Дополнительно
http://informik.ucoz.ru/index/zanjatie_4_izmerenie_informacii/0-16
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/inf/inf2.html
Содержательный подход к измерению информации | ||
Для человека информация — это знания
человека. Получение новой информации приводит к расширению знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности нашего знания, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию. |
||
|
||
Сообщение несет информацию для человека, если содержащиеся в нем сведения являются для него новыми и понятными. | ||
Для количественного выражения количества информации необходимо ввести единицу измерения: | ||
|
||
Поэтому, сообщение о получении зачета несет
1 бит информации (одно
из двух возможных сообщений "зачет" или
"незачет"). Количество информации, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения уравнения Формулы Хартли: |
||
|
Примеры: | |||||||||||||||||||||
Если известно, что узнав номер квартиры в которой живет человек, вы получили 6 бит информации, то можно определить, что в доме 64 квартиры (26 = 64). | |||||||||||||||||||||
Сообщение о том в каком ряду и на каком месте находится зритель в театре, если всего 8 рядов по 16 мест, несет 7 бит информации (8*16=128=27, I = 7 бит). | |||||||||||||||||||||
В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете? Решение: Поскольку книга равновероятно может оказаться на любой из полок, то количество информации определяется по формуле: 2I=N, где I – количество информации, N=16*8=128 – количество полок. Отсюда: 2I=128, I=7 бит. | |||||||||||||||||||||
Алфавитный подход к измерению информации | |||||||||||||||||||||
При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. | |||||||||||||||||||||
Применение алфавитного подхода удобно прежде всего при использовании технических средств работы с информацией. Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода. | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами. | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Мощность русского алфавита - 33 знака, английского - 28, двоичного кода - 2 ("0" или "1"), компьютерного текста - 256. | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Например в 32 - символьном алфавите каждый
знак несет 5 бит информации. 1 символ компьютерного текста (256 знаков: русские, латинские буквы, строчные заглавные, знаки препинания, специальные знаки, пробел) равен 8 бит = 1 байту. Информационный объем сообщения (количество информации) представленного символами какого-либо алфавита, складывается из информационных весов составляющих его символов. |
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Примеры: | |||||||||||||||||||||
Найти объем сообщения, содержащего 200 знаков 16-символьного алфавита. | |||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов? | |||||||||||||||||||||
|
Дополнительно
http://informik.ucoz.ru/index/zanjatie_4_izmerenie_informacii/0-16
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/inf/inf2.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий